Тачки

БАЙКовые истории

 Термин «велосипед» происходит от латинских слов velox (родительный падеж от velocis – «быстрый») и pes (родительный падеж от pedis – «нога»). Английская радиостанция ВВС-4 провела опрос, чтобы узнать, какое изобретение последних двухсот лет заслуживает звание «великого»: 59% респондентов ответили – велосипед. Интернет получил четвертое место, второе и третье досталось, соответственно, радио и открытию микробов. Как изобретали велосипед?

Некоторые считают, что велосипед изобрели на Урале, ссылаясь на запись: «Холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые». Само изобретение Артамонова якобы хранится в Нижнетагильском краеведческом музе, а точная копия велосипеда – в московском Политехническом. Информация об уральском изобретателе попала даже во второе издание Большой Советской энциклопедии... Но увы: и сам Ефим Артамонов, и его велосипед – не более чем легенда. Музейные экспонаты существуют, да однако детальный анализ железа, из которого сделан уральский велосипед, показал: изготовлен не ранее 1870 года.

Официальная велоистория
В начале девяностых годов XVIII столетия во Франции с легкой рeки – или ноги? – графа Де Сиврака появился деревянный «селярифер». Но это был не велосипед, а самокат, на котором ездили верхом, отталкиваясь от земли ногами.
Четверть века спустя баварец барон Карл Фридрих фон Драйс усовершенствовал этот агрегат – теперь переднее колесо поворачивалось, что позволяло оперативно менять движения (до этого последователям графа приходилось останавливаться перед каждым поворотом). Свое изобретение барон назвал дрезиной и выправил на него патент.
Прошло еще двадцать лет, и благодаря бравому шотландцу Киркпатрику Мак-Миллану прототип сегодняшних супербайков обзавелся педалями, хоть они и отличались от тех, к которым мы привыкли – они не вращались, а работали как рычаги.
В 1853 году каретных дел мастер Пьер Мишо «привнес» педальный привод на переднее колесо велосипеда, подпружиненное седло и тормоз, прижимающий обод заднего колеса. В 1855 году Мишо наладил промышленное производство своих «мишолинов», продавал их по 500 франков и стал первым человеком, которому велосипед принес реальные деньги.
Через 15 лет после получения патентов Мишо французская компания «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов, в которых были реализованы все эти идеи. Причем привод у «бициклетов» был уже цепной – почти такой, как сегодня.
В семидесятых-восьмидесятых годах XIX века в моду вошли велосипеды-пауки, они же пенни-фартинги – с огромным передним и маленьким задним колесом. У этой модели было целых три плюса – большое расстояние, покрываемое за один оборот колеса, относительно малый вес и достаточно надежные механические узлы. А вот безопасность пенни-фартингов была, мягко говоря, сомнительной.
В 1884 год производитель «Хиллман, Херберт и Купер» начал выпускать велосипеды «Кенгуру» с цепным приводом на переднюю ось и колесами одинаковой величины, а четыре года спустя появились шины и ниппель. Их придумал шотландский ветеринар Данлоп, который купил велик сыну, и все никак не могу успокоиться, что мальчишку страшно трясет на кочках. Данлоп догадался обернуть колеса садовым шлангом и наполнить его водой, но сразу понял, что это слишком тяжелое решение – в прямом смысле слова. Однако не прошло и месяца, как ветеринар заменил воду на воздух, а потом запатентовал ниппель, и заново изобрел колесо.
В 1890 году производители сообразили добавить последний штрих – замкнутую раму. С надувными шинами и цельной рамой велосипеды стали относительно безопасными, а велосипедисты получили возможность колесить по бездорожью.
Появились шарикоподшипники, уменьшающие трение между движущимися частями, конвейерные методы сборки, стальные трубы, двух- и трехскоростные колесные втулки, ножной тормоз, переключатель передач и сама зубчато-цепная передача.
Однако, получив практически современный вид, велосипед еще не получил признания. Например, некий английский критик-моралист писал в 1900 году: «Езда на велосипеде – признак потери человечеством эстетического чувства. Ни один мужчина и ни одна женщина с малейшим проблеском эстетического вкуса ни за что не согласятся принять ту нелепую позу, которая необходима для такой езды!»

И снова об Урале
Так откуда же взялась легенда об уральском велосипеде? Ответ достаточно простой - в пятидесятые годы прошлого века прошлого века партия приказала немного переписать историю с таким расчетом, чтобы никто не сомневался: все мало-мальски путные изобретения сделаны в СССР или хотя бы на его досоветской территории. Гуманитарии взялись за работу, и скоро появились нужные хроники, архивные записи, исторические романы и многотомные труды. Сейчас уже трудно установить, кто придумал «дело Артамонова», но исследователи предполагают, что основой велосипедной легенды стала подлинная история крепостного изобретателя Егора Григорьевича Кузнецова-Жепинского, который с 1785 по 1801 ваял музыкальные конные дрожки. Экипаж достался императрице Марии Федоровне, и в итоге Кузнецов, а также его племянник и помощник Артамон получили вольную.

 

P.S.: Железные «права» для велосипедистов
В конце XIX века в красноярском крае было издано специальное предписание губернского управления. Оно обязывало велосипедистов иметь нагрудные знаки (в Красноярском краеведческом музее выставлены эти бляхи с номерами), платить ежегодный налог в размере 6 рублей, а при виде лошади останавливаться и укрывать велосипед попоной, чтобы кони не пугались и не крушили город.