Факт

Фокус-группа

Зрители — существа капризные, и чтобы их удивить, артистам приходится идти на все большие и большие ухищрения. Иллюзионисты не исключение, поэтому славы достигают только те, кто умеет удивить по-настоящему. Такие фокусники были раньше, есть они и сейчас.

Гудини — великий и загадочный

Пожалуй, ни один другой иллюзионист не снискал такой славы, как Гарри Гудини, а уж в загадочности ему и подавно не откажешь. Эта загадочность поддерживается и по сей день — утверждается, что секреты некоторых его фокусов до сих пор не раскрыты, хотя коллеги Гудини по цеху уверяют, что это не так, просто в среде иллюзионистов ”сдавать” своих не принято. Карьера Гудини началась с карточных фокусов, но подлинную славу ему принесли трюки с освобождением. Он заковывал себя в наручники и цепи, залезал в ящики и сундуки, опускался под воду — и с успехом обретал свободу неведомым для зрителя способом. В 1900 году он заявил полицейским из Скотленд-Ярда, что освободится от любого количества наручников. Стражи порядка сковали Гудини по рукам и ногам, но за считанные минуты он избавился от оков. Эта история наделала много шума, и артист получил контракт на двухнедельное выступление в британской столице. Затем был Дрезден, где он спрыгнул с моста в оковах и выбрался из реки целым и невредимым. Посмотреть на это собралось столько публики, что Гудини, как уверяет его биограф Уильям Грэшем, был оштрафован. За ходьбу по газонам и на смехотворную сумму. Во время своих гастролей по России Гудини предложил охранникам Бутырской тюрьмы продемонстрировать трюк, подобный номеру, исполненному в Скотленд-Ярде. Однако российские полицейские отказались — они боялись, что если фокусник действительно освободится, это подмочит репутацию исправительного заведения. В итоге иллюзионист продемонстрировал российским зрителям побег из ящика, предназначенного для перевозки в Сибирь особо опасных заключенных. Этот ящик был сделан из твердых пород дерева и обшит железом, а снаружи запирался на замки и щеколды. От этих замков существовало всего два ключа: один в Москве, а второй — у надзирателя в Сибири. Гудини пригрозили, что если он не справится с замком, ему придется ехать в Сибирь. К досаде недоброжелателей и завистников путешествие Гудини в Сибирь не состоялось — через 28 минут артист освободился из ящика. Хотя в начале века Гудини приводил публику в восторг, сегодня его выступления вряд ли имели бы успех. Современный зритель весьма искушен в плане зрелищ, ему постоянно хочется все более ярких и необычных развлечений, удивить нас все сложнее и сложнее. А теперь давайте вспомним, как выглядели трюки Гудини. Иллюзионист сковывал себя и забирался в сундук, ящик, бидон и так далее, которые тоже запирались на несколько замков. Далее ставилась ширма, и зрители ждали, пока из-за этой ширмы появится артист. Ждать приходилось долго — взять хотя бы 28 минут российского выступления. Мало кто сегодня согласится сидеть в зрительном зале и пялиться полчаса на скучную ширму, пусть даже в ожидании чуда.

”Не-не-не-не-не, Дэвид Блейн!”

Американский иллюзионист Дэвид Блейн пользуется в России особенной любовью, и не только благодаря своему мастерству, но и благодаря искусству Андрея Бочарова, который сделал пародийную озвучку к нескольким роликам с его выступлениями. Тем не менее не стоит списывать со счетов и самого Блейна, который демонстрирует действительно впечатляющие трюки, часть из которых попала в Книгу рекордов Гиннесса. Дэвида Блейна называют уличным магом, и если основоположником уличной магии его не назовешь хотя бы потому, что этот жанр существует века, то на роль популяризатора он подходит отлично. Вообще говоря, уличная магия делится на две разновидности. Первая — это классические представления, которые демонстрируют артисты, с той лишь разницей, что действие разворачивается не на сцене, а на людной городской улице. Во втором варианте в представление вовлекаются и зрители, фокусник как бы невзначай начинает общаться с прохожими, которые невольно становятся ассистентами трюка. Например, в карманах зевак появляются игральные карты, а носовые платки, наоборот, исчезают. Именно этот формат прочно ассоциируется с именем Дэвида Блейна, но если для нас Блейн прежде всего уличный маг, то в англоязычном мире его предпочитают называть endurance artist, то есть артист, который демонстрирует трюки на выносливость. Например, в 1999 году Блейн похоронил себя заживо под трехтонным резервуаром с водой. Он провел в добровольном заточении семь дней, и все это время ничего не ел, лишь выпивал пару глотков воды в день. Кстати говоря, подобный трюк планировал и Гудини, но так и не осуществил задумку. В 2000 году Блейна поместили в глыбу льда в довольно легкой одежде, со внешним миром его соединяли лишь две трубки — одна для доступа кислорода, другая для удаления отходов жизнедеятельности. Во льду иллюзионист провел 63 часа 42 минуты 15 секунд, и все это время его ”подвиг во льдах” показывался по телевидению на одном из американских телеканалов. На восстановление после этого трюка Блейну потребовалось около месяца. В 2003 году Блейн провел без еды 44 дня, а находился он в это время в запертом ящике, подвешенном над Темзой. Зрители сочувствовали фокуснику и пытались подбросить ему еду, но их попытки пресекались — по просьбам самого артиста — стражами порядка. Все эти полтора месяца Блейн только пил воду. За время демонстрации трюка уличный маг похудел почти на 25 кг. Совсем недавно Дэвид удивил поклонников еще одним зрелищем, где продемонстрировал свою устойчивость к электрическому току. С 5 по 8 октября 2012 года Блейн на одном из пирсов Нью-Йорка стоял на шестиметровой колонне, одетый в специальную десятикилограммовую кольчугу, и принимал на себя удары искусственных молний, при этом напряжение составляло 1 млн вольт. Именно кольчуга и предохраняла его от смертельно опасного напряжения, но если бы маг дотронулся ею до обнаженного участка тела, то есть лица, смерть была бы неминуема. Поэтому Блейну приходилось быть очень аккуратным и практически не шевелиться. Все это время он, как обычно, ничего не ел, а только пил воду через трубку. К участию в этом трюке приглашались жители Нью-Йорка и ряда других городов — через интернет они могли контролировать трансформаторы и создавать молнии, которые попадали в Блейна. Номер дался магу тяжело, и после выступления его отправили в больницу — к концу третьих суток его ноги распухли, а уши заболели от шума трансформаторов, от которых не спасли даже беруши. Впрочем, рисковать собой Блейну не привыкать, он это делал не первый и явно не последний раз.

Динамо, вперед!

В жанре уличной магии работает еще один иллюзионист, который начал набирать популярность относительно недавно, но делает это весьма стремительно. Речь о британце Стивене Фрейне, который выступает под сценическим псевдонимом Динамо. Первый сезон шоу Динамо произвел настоящий фурор — его посмотрели миллионы зрителей, а также он был признан лучшим развлекательным шоу 2012 года в рамках престижной британской телевизионной премии National Television Awards. В программе мастер показал свои самые захватывающие номера: как снег со склонов австрийских гор превращается в бриллианты, как крылья бабочки становятся зеленым древесным листом, как монета проникает сквозь стекло, как мобильный телефон необъяснимым образом оказывается внутри стеклянной бутылки с узким горлышком, а также демонстрирует чудеса левитации, уподобляясь Нео из фильма ”Матрица”. Ассистентами Динамо стали мировые знаменитости, в том числе Иэн Браун, Натали Имбрулья и другие. Трюк с хождением по воде вызвал фурор— Динамо прогулялся по Темзе перед зданием Вестминстерского дворца в Лондоне. Иллюзионист дошел до середины реки, а затем его подобрал катер под восхищенные возгласы собравшейся на Вестминстерском мосту публики. Недавно Динамо приезжал в Москву, где не преминул продемонстрировать некоторые из своих самых известных номеров — например, левитацию в стиле ”Матрицы”. Его приезд был приурочен к премьере нового сезона программы ”Динамо: невероятный иллюзионист”, который можно посмотреть на Discovery Channel.