Тачки

Октановое шапито

 Иногда, когда речь идет о чем-то быстром, на глаза попадается странная буквенная конструкция — CAN-AM. Например, именно так назвали свой трицикл ребята из BRP. Но и это еще не все. 

Для начала давайте разберемся с самим словом. Can - это в данном случае Канада, Am - Америка, а Can-Am - гоночная серия, которая просуществовала ровно 20 лет, с 1966 по 1986 годы. То есть серия закончилась раньше, чем у нас с вами началась перестройка, если, конечно, вы вообще помните, что это такое. Но раз за океаном память о Can-Am хранят до сих пор, значит, гонки того стоили. И действительно, даже не углубляясь с дебри автоспортивной истории  легко заметить, что в Can-Am легенда на легенде ехала и легендой погоняла. 

В этом месте мы предлагаем вспомнить несколько самых ярких эпизодов, связанных с Can-Am.

Тот самый Макларен. 1967 год

Второй по счету канадско-американский чемпионат выиграл тридцатилетний Брюс Макларен. Никакого совпадения – это как раз тот самый парень, который создал формульную команду McLaren. Брюс был на редкость энергичным и пробивным, но, к несчастью, проведение не отмерило ему долгий век. Не дожив и до 33 лет, он разбился, тестируя новый болид для Can-Am. А в 1967-м Брюс победил на построенном специально для этих гонок McLaren M6A. Машина, прямо скажем, не была малолитражкой, в движение ее приводил без малого шестилитровый мотор Сhevrolet. Кстати, из 17 из 19 чемпионатов Can-Am были выиграны двигателями этой марки.

Нет, это слишком! 1972 год

С подачи Брюса Макларена команда, названная его именем, выигрывала чемпионат пять раз подряд, даже когда ее основателя уже не было в живых. На шестой год пришло время нового короля. Им стала команда Penske, в США знакомая даже шестимесячным младенцам обоих полов, но мало чем прославившаяся за пределами страны. Однако интереснее в данном случае машина – похожий на зубило Porsche 917/10. При массе 730 килограммов его пятилитровый двигатель стараниями немецких мотористов раскочегарили до 800 с лишним лошадиных сил. Люто? Ничего подобного, в следующем году для команды соорудили абсолютно фантастический Porsche 917/30KL, движок которого мог выдать около 1500 л.с. Вот тут организаторам стало понятно, что технический регламент пора почеркать красной ручкой. 

Точно по формуле. 1977 год

Два года чемпионат не проводился, и когда в высокооктановое шапито Can-Am снова начали продавать билеты, оказалось, что мир изменился, и гоночные машины мутировали вместе с ним. Три последующие года подряд в чемпионате не было машины лучше Lola T333CS-Chevrolet. Фактически, это был формульный болид с антикрылом авиационного размаха и гордо поднятым ввысь воздухозаборником. Впрочем, не будем забывать, что марка Lola делает гоночные шасси, а вот двигатель был… правильно, Сhevrolet. Пятилитровый агрегат развивал более 500 лошадей, но на фоне недавнего безумия эта цифра не слишком впечатляет. 

Finita la comedia. 1986 год

Ну а последним победителем чемпионата Can-Am стал Хорст Кролл, который создал команду имени себя и прикупил для нее машины Frissbee KR-3. Кстати, через два десятка лет после той победы и сам Кролл и его болид можно было лицезреть во вполне боеспособном состоянии на фестивалях ретро-автомобилей. Что касается той машины, т о она представляла собой технику давно забытого класса Formula 5000 с пятилитровыми, как не трудно догадаться, моторами. А вот чемпионат под названием Can-Am на этом и закончился. Пожалуй, главная причина в отсутствии определенности – это и не формульная гонка, и не гонка выносливости и не соревнование спорт-прототипов, хотя в некотором роде Can-Am объединял все и сразу. Однако любителей такого коктейля стало слишком мало и его убрали из ассортимента.